Еврейская Русскоязычная Община Атланты "Тора ве-Даат"

Jewish Russian Community "Torah ve-Daat"

Contact Us / Как с нами связаться: 
Phone:
404-6923-613, 404-826-6808
EMail: toravedaat@evreyatlanta.org
Подробнее...











Раздел: Эпоха Ахароним

Рабби Моше Хаим Луццато (Рамхаль)


Рабби Моше Хаим Луццато (Рамхаль)    Из источника: www.toldot.ru   
Рабби Моше Хаим Луццато родился в Падуе (Италия) в 5467 году (1707). Родители смогли дать сыну не только еврейское, но и классическое европейское образование. Он уже в юном возрасте освоил латынь, был знаком с итальянской поэзией и изящной словесностью и точные науки. В 14 лет он знал наизусть весь Талмуд и Мидраши, а также основные работы по каббале. Свою первую книгу раби Моше Хаим опубликовал в возрасте 17 лет. Уже в юном возрасте его считали гением. На протяжении жизни Рамхаль был объектом беспрецедентной травли со стороны влиятельных раввинов, включая р. Моше Хагиза — раввина иерусалимской общины, подозревавших его в ереси и запретивших издавать сочинения по Каббале. Подобно многим молодым людям своего времени, Рамхаль интересовался каббалой, которая впоследствии стала для него основным предметом изучения. Его учителем в области еврейской мистики был рабби Йешая Басен, занимавшийся с небольшой группой молодых талмидей-хахамим (талмид-хахам – знаток Торы; дословно – "ученик мудреца").

В 1727 г. Рамхаль первый раз услышал голос магида ("наставника" – посланца Небес, открывающего человеку высшие тайны). Это событие определило его жизненный путь. Магид часто говорил с ним, и Рамхаль записывал его слова. Впоследствии они легли в основу его каббалистических произведений. Через какое-то время Рамхаль начал посвящать товарищей по учебе в раскрывшиеся ему тайны. Раввины Венеции с сомнением относились к каббалистической деятельности этой группы и подозревали ее в том, что она ставит своей целью зарождение нового мессианского движения. Луццато обвинили в саббатианстве. После множества острых споров между его противниками и приверженцами Рамхаль согласился воздерживаться от упоминания в своих работах слов магида и от распространения учения каббалы среди евреев, проживающих в странах диаспоры*. Несмотря на это соглашение, раввины продолжали подозревать, что он запутался в сложных аспектах мистического учения, и считали, что его книги плохо влияют на людей.

После изгнания из Италии он попытался обосноваться в Амстердаме в 1735 году, а потом в Германии. По дороге в Голландию он посетил проживавшего во Франкфурте-на-Майне рава Яакова а-Коэна в надежде найти у него поддержку. Но франкфуртский раввин, ознакомившись с рукописями Рамхаля, пришел к выводу, что раввины Венеции были правы в своей оценке деятельности молодого мудреца. Некоторую часть написанного Рамхалем он сжег. Другие рукописи спрятал**. Немецкие раввины заставили его подписать документ, в котором он признался, что описанное им "учение маггида" ложно, большинство его записей было сожжено. В Амстердаме Луццато провел несколько спокойных лет. Но стремление к духовному освобождению еврейского народа и желание сбросить с себя тяжкий груз запрета распространять учение каббалы побудили его в 1743 году переехать в Эрец-Исраэль. Он поселился в городе Акко в надежде, что в недалеком будущем встретит здесь множество евреев, возвращающихся на родину. Но ему не было суждено прожить долгие годы. Его жизнь унесла эпидемия, бушевавшая в Эрец-Исраэль в 1747 году, во время которой погибли также его жена и сын.

Помимо многочисленных работ по каббале («Путь Творца», «Знание Сердца», «Первоосновы»), Рамхаль написал также несколько работ, посвященных мусару – науке о воспитании в себе высоких человеческих качеств и трепета перед Небесами. Самая известная и важная из них – «Месилат йешарим» («Путь праведных»). Эта книга не перестает быть и в наши дни одним из наиболее актуальных и тщательно изучаемых трудов по этике Торы. В литовских йешивах, присоединившихся к движению «Мусар»***, она служила основным пособием по воспитанию в учениках высоких моральных качеств. Творчество Рамхаля охватывает самые разные области. Он написал несколько книг, посвященных теории поэзии («Язык учебы», «Книга логики» и «Книга поучений»), а также целый ряд стихотворных художественных произведений. Рамхаль также является автором трех пьес: «Подвиг Шимшона», «Хвала праведникам» и «Скала силы». Несмотря на то, что для современников Рамхаль был спорной личностью, после смерти он удостоился признания в большинстве еврейских кругов Европы. Хасиды, их противники и даже деятели просветительского движения – все нашли в его произведениях основы, повлиявшие на их деятельность и идеологию.

Рабби Моше Хаим Луцатто был похоронен на берегу озера Кинерет (Генисаретское море) рядом с рабби Акивой. Знаменитый Виленский Гаон (рабби Элиягу из Вильны) говорил, что если бы Рамхаль жил в его время, он пошел бы пешком в Италию, чтобы учиться у него. Однажды у рабби Дов Бера, магида из Межерича, спросили, почему рабби Моше-Хаим Луцатто скончался так рано. Магид ответил, что его поколение было недостойно понять его гениальность и святость.

*Запрет не распространялся на евреев, проживавших в Земле Израиля. Авторитеты в области еврейской мистики считают, что сами свойства Земли Израиля способствуют постижению тайных смыслов Торы. Другой причиной исключения еврейских общин, проживавших в Земле Израиля, из запрета распространять знания каббалы было то, что евреи Эрец-Исраэль были удалены от европейских общин и практически не оказывали на них влияния.

**Впоследствии Виленский Гаон рабби Элиягу, считавший себя учеником Рамхаля (в том смысле, что книги Моше Хаима Луццато оказали на него большое влияние), предпринял поездку в Амстердам в надежде найти там пропавшие рукописи гения кабалы. Однако это ему не удалось, и он вернулся в Вильну.

***Этическое движение в иудаизме, основанное в 1842 году рабби Исраэлем Салантером (Липкиным), было создано как противовес течениям, позволявшим евреям Европы уходить от общины и еврейского образа жизни.