Еврейская Русскоязычная Община Атланты "Тора ве-Даат"

Jewish Russian Community "Torah ve-Daat"

Contact Us / Как с нами связаться: 
Phone:
404-6923-613, 404-826-6808
EMail: toravedaat@evreyatlanta.org
Подробнее...











Раздел: Эпоха Гаоним

Раби Ицхак бен Яаков Альфаси (РИФ)


Раби Ицхак бен Яаков Альфаси (РИФ)    Из источника: www.chassidus.ru   
Раби Ицхак Альфаси (Риф) родился в Марокко близ города Фас (откуда и получил свое имя). Он учился в Кайруане у раби Нисима и стал известным знатоком Талмуда. На старости лет раби Ицхак был вынужден покинуть родные места. Прибыв в Люсейн, он основал ешиву, ставшую центром Торы в Испании, а после смерти раби Ицхака ибн Гаята евреи общины избрали его своим равом. Раби Ицхак Альфаси - Риф - умер в 4863 (1103) году.

Риф прославился своей книгой Сефер аалахот. В изложении законов он следует за Талмудом, но приводит лишь те мнения мудрецов, на основании которых определяется алаха. Риф рассматривает только те законы, которые являются актуальными и после разрушения Храма. На книгу Рифа было написано немало комментариев, а в эпоху гонений на Талмуд во многих городах Западной Европы она сделалась основой учения и принятия алахических решений.
Раби Ицхак бен Яаков Альфаси (РИФ)    Из источника: www.toldot.ru   
Раби Ицхак бен Яаков (1013, Фес, Алжир — 1103, Испания). Альфаси — означает «из Феса»; сокращенно Риф: раби Ицхак Фаси. Великий мудрец и законоучитель, первый талмудический авторитет своей эпохи. В 1088 году переехал в Испанию, где принял руководство крупнейшей ешивой города Луцена, куда ученики стекались со всех концов тогдашнего еврейского мира. Ближайшим его сподвижником и учеником считался раби Йосеф бен Мигаш, в будущем — учитель Рамбама.

Главный труд жизни раби Ицхака из Феса — Сефер Аалахот, «Книга законов», в которой он собрал воедино все законы, указанные в Талмуде, и прокомментировал их. Приводя дебаты мудрецов Талмуда, автор ограничился теми из них, на основании которых он выводит тот или иной закон. Книга обращается к талмудическому тексту, актуальному и после разрушения Храма: к трактатам разделов Моэд, Нашим и Незикин, к трактату Брахот из раздела Зраим и к трактату Хулин из раздела Кодашим. Автор преследовал, главным образом, две цели: создание «малого Талмуда» — для облегчения изучения этого колоссального сборника положений Устной Торы; составление кодекса законов, удобного для пользования, четкого и оперативного. Интересно, что в свой сборник автор решил включить и много агадот из Талмуда. Стиль изложения книги легок и понятен, язык (арамейский) прост и доступен. Материал, разбросанный по всем трактатам Талмуда, сведен раби Ицхаком воедино и систематизирован. Приведены также мнения гаонов (мудрецов, живших в послеталмудическую эпоху).

На эту книгу написано великое множество толкований и пояснений. Приведем имена авторов важнейших из них: раби Авраам бен Давид (Раавад; 12 век, Прованс), раби Моше бен Нахман (Рамбан; 13 век, Каталония), раби Нисим Геронди (рабейну Нисим, или Аран; 14 век).