Еврейская Русскоязычная Община Атланты "Тора ве-Даат"

Jewish Russian Community "Torah ve-Daat"

Contact Us / Как с нами связаться: 
Phone:
404-6923-613, 404-826-6808
EMail: toravedaat@evreyatlanta.org
Подробнее...












Носо    Рассказывает: Рав Исроэль Зельман   
Одна из важнейших заслуг и обязанностей семьи еврейских священников (коаним) - благословение, которое передаётся через них всему народу. Причём, после первых слов полученного свыше приказа ("Так благословляйте сыновей Израиля") добавлено ещё два (вроде бы, необязательных) слова "Скажи им", за которыми уже следует текст благословения, произносимый священниками во время молитв. В Талмуде (в трактате Сота) объясняется, что добавленный призыв "сказать священникам" обязывает ведущего молитву произносить - до самих коаним - текст благословения, а тем уже предписывается повторять каждое слово. Раскрывая смысл этого отрывка Талмуда, рабейну Шломо Эфраим (в книге своих объяснений "Кли Якар") пишет о невозможности благословить кого-либо до получения благословения свыше: ведущий молитву "даёт благословение" священникам, а те, уже будучи "наполненными сосудами", передают "полученное содержимое" всей общине. Эта же идея (изначального благословения для самих коаним, пришедших благословлять остальных евреев) не только начинает, но и завершает отрывок нашей главы, посвящённый обсуждаемой теме. Последнее предложение - "И поместят Имя Моё на сыновей Израиля, и Я благословлю их" - в трёх завершающих словах допускает несколько равноправных трактовок - как относительно общины, получающей благословение, так и относительно коаним: во-первых, речь идёт о "рядовых" евреях: они получают благословение от Вс-вышнего, а не от священников (благодаря чему, по Закону не строго обязательно, чтобы выходящие на возвышение коаним - являющиеся только "передатчиками" - были сплошь праведниками и мудрецами); а, во-вторых, слова "благословлю их" относятся к тем, кто благословляет: они сами должны сначала "наполнится силой от Творца", должны получить благословение. Это же мысль - в основе знаменитых слов, сказанных праотцу Аврааму в начале главы "Лех Леха": "и благословлю благословляющих тебя", то есть, сначала дам благословение тем, кто потом передаст его остальным.В коротком и ёмком тексте благословений умещается множество смыслов, более или менее очевидных ссылок и намёков на заслуги великих праведников, на драматическое движение и грядущее завершение истории. Как объясняет рабейну Яаков бен Ашер ("Баал а-турим"), большое значение в этом маленьком, исключительно насыщенном отрывке имеет всё - вплоть до количества слов и букв. Три строки благословений соответствуют (именно по содержанию) трём праотцам, в первой строке пятнадцать букв, из пятнадцати слов состоит весь текст благословений - из-за того, что в этом мире Авраам, Ицхак и Яаков прожили вместе пятнадцать лет (и это был самый важный период времени, оставивший потомкам отцов-основателей наибольшие заслуги и духовные силы). Если рассмотреть хотя бы первые слова благословений (то есть, первую строку - "Благословит тебя Вс-вышний и охранит тебя"), оказывается, что в этой короткой формуле содержится множество самых неожиданных смыслов (кроме самого простого, приведённого в комментарии Раши - что "Вс-вышний не просто подарит некое благо, но и будет хранить это подаренное благо от всяческих посторонних посягательств; и кроме того, что приводится в книге "Даат Зкеним" - "благословит" сыновьями "и охранит" - от всяких неприятностей с дочерьми). В Мидраш Раба, в числе прочего, написано, что слова "и охранит тебя" означают, что Вс-вышний "сохранит для тебя завершение" (имеется в виду "мессианский конец истории"). Объясняя это, с первого взгляда, довольно странное упоминание о грядущем спасении, Сатмарский ребе задаётся вопросом: почему знание о конце истории, о приходе Машиаха было скрыто даже от самых величайших мудрецов и пророков, постигших невероятное (для нас) множество других мистических тайн? Праотец наш Яаков, который хотел было рассказать сыновьям о мессианских временах, в последний момент вдруг забыл всю эту секретную информацию; учитель наш Моше, увидевший на Синае все поколения с их мудрецами и праведниками, также не получил знание о завершении истории; другие великие знатоки тайн Торы во все времена - не обрели детального представления об этой важнейшей составляющей нашего мировоззрения. Разъяснение этой принципиальной проблемы начинается с отрывка из последней (в большой части посвященной именно этой теме) главы трактата Санэдрин. Там написано, что "не придёт сын Давидов, пока не отчаются от спасения: как однажды раби Зэйра обнаружил мудрецов, занимающихся им (то есть, как поясняет там Раши, пытающихся вывести, "когда именно придёт Машиах"). Сказал (раби Зэйра): "Очень прошу Вас - не отдаляйте его", как учили, что одна из вещей, приходящих при отвлечении от неё, это - Машиах". Как понять этот отрывок Талмуда? Если спасение придёт только тогда, когда люди отвлекутся от размышлений о нём, то - почему же мудрецы установили столько молитв о спасении, почему постоянное ожидание Машиаха - одна из тринадцати основ веры? Однако, пишет рав Йоэль, объяснение всего этого в том, что - несмотря на обязанность "непрерывно ждать прихода", запрещено нам "углубляться и изучать, каким образом будет организовано мессианское завершение истории": изучение "времени и способа спасения", как показано в процитированном отрывке Талмуда, только отдаляет ожидаемый приход. Таково объяснение отрывка из пророка Малахи, посвященного грядущему избавлению: "Нежданно придёт в чертог свой господин, которого вы ждёте". Вроде бы странно: как же может быть "нежданным" то, что "ожидается" (тут Сатмарский ребе ссылается на законы предметов, которые запрещено перемещать в Субботу: если еврей сидит и ждёт того, что перемещение некоего предмета в течение субботы перестанет быть связанным с каким-либо нарушением, то этот предмет не имеет статуса запрещённого, то есть - не считается, что человек отвлёкся от данного предмета при наступлении Субботы; то же, как будто бы, и с Машиахом: как он может считаться пришедшим нежданно (по талмудической формулировке - при отвлечении разума), если все его настолько активно ждут?). Но, согласно сказанному выше, отрывок из пророка получает точное объяснение: с одной стороны, конечно, заповедью является постоянное ожидание (это, кстати говоря, один из трёх важнейших вопросов, задаваемых человеку "после ста двадцати лет" в лучшем мире: "Ждал ли ты спасения?"); однако, с другой - всё равно "приход" обязательно будет неожиданным: ибо запрещено нам углубляться в изучение способов и обстоятельств ожидаемого спасения, поэтому - "ожидаемое" будет "нежданным", необычайным. Так же объясняется и фраза о том, что Машиах не появится, пока люди "не отчаются от спасения": следует понимать - пока люди не потеряют надежду на понимание обстоятельств грядущего избавления, когда полностью отчаются узнать, как именно (и когда именно) всё будет происходить. И, поскольку всяческие человеческие расчёты (совершенно бесполезные и даже вредные) только отдаляют спасение, у всех - даже самых великих знатоков Тайного - была отнята сама способность раскрыть важнейшую тайну истории. Одна из многочисленных смысловых деталей "благословений священников" - это "сохранение завершения истории". Сохранение в неприкосновенности того знания, попытки получить которое отдаляют мессианскую эру. И это скрытие, эта таинственность - составная часть благословения, важный подарок, получаемый нами: ибо не допустить до лишнего не менее важно, чем даровать необходимое: