Глава "Беhаалотха" Рассказывает: Рав Исроэль Зельман
Моше уговаривает тестя Итро, присоединившегося к народу Израиля, не покидать еврейский лагерь и говорит: "Пожалуйста, не оставляй нас! Ведь из-за этого знал ты стоянки наши в пустыне, и был ты для нас глазами".
Рабейну Бехаи пишет: "Был для нас главами", чтобы указывать нам путь. Однако ведь народ же двигался вслед за облаком (которое послал Творец), и оно указывало путь, зачем же понадобился Итро?" р. Бехаи предлагает четыре ответа на этот вопрос: "Моше сказал так, чтобы укрепить сердца маловеров, бывших среди евреев, которые легче успокаивались и укреплялись благодаря вождю из плоти и крови.
Или сказал "и был ты для нас глазами" – чтобы свидетельствовать перед другими народами о тех знамениях и чудесах, которые видели глаза Итро, и народы увидят это, и воспримут от этого поучение, и войдут под сень Присутствия Б-га (и так эту фразу перевёл на арамейский Онкилус).
В Мидраше фраза объясняется так: "По поводу всякой вещи, которая скроется от наших глаз, ты будешь просвещать наши глаза. Объяснение другое: ты будешь любим для нас, как зрачок нашего глаза, как сказано (Дварим, 10): "И полюбите пришельца (ва-аhавтем ет hа-гер ואהבתם את הגר)".
Отметим, для "маловеров", вышедших из Египта и только три месяца как отказавшихся от идолопоклонства, в качестве примера, даже вождя нужен был именно Итро, который, как написано в Мидраше, до осознания истинности монотеизма перепробовал все виды современных ему идолопоклонств.
По второму объяснению, Итро нужен был не только для своих, еврейских маловеров, но и как вестник истины для остальных народов, и, как выходит из слов Моше, Итро мало было всех чудес, которые он уже увидел, чтобы возвестить истину миру, ему следовало оставаться до конца и увидеть завоевание Святой Земли, ибо без этого набор чудес и знамений был бы неполным (как далее пишет сам р. Бехаи, до входа в Землю чудеса были совершены на море, в пустыне, но не в заселённой части мира, что, кстати, тоже надо правильно понять в свете уже совершившихся 10 казней египетских).
Широчайший опыт Итро, его знание всех сторон зла (благодаря идолопоклонскому прошлому) тоже помогло бы народу Торы (это – третье объяснение).
И, наконец, согласно четвёртому комментарию, среди выходцев из Египта должен был находиться один настоящий праведный прозелит – просто чтобы иметь возможность исполнять заповедь любви к прозелитам...