Глава «Корах» Рассказывает: Рав Исроэль Зельман
В развёрнутом толковании начала главы р. Бехаи пишет о разрушительности зависти: «Причиной спора Кораха были две вещи. Первая – зависть, и это – плохое качество и поражение, не имеющее излечения. Второе – предвидение великих потомков, которые должны были произойти от Кораха (и произошли, поскольку его сыновья в последний момент раскаялись и остались живы, как написано далее в главе «Пинхас»).
Ведь известно, что когда человек завидует тому, кто достиг богатства, то прибавляет заботу к заботе, пока не достигнет того же. И если достигнет, придёт от этого к любви почёта и стремлению к руководству с помощью приобретений этого мира, а от любви почёта возвысится до власти, а от власти придёт к идолопоклонству. Если же не достигнет всего этого, будут все его дни болезненны, и жизнью страдальческой будет жить, а в конце – умертвит или себя, или ближнего своего.
Умертвит себя, как сказал царь Шломо (Мишлей, 14): «И гниение костей – зависть». И так сказал Элифаз (Иов, 5): «А глупца умертвляет зависть». Тот, кто соблазнился и последовал за качеством зависти, - оно умертвит его...
Или умертвит ближнего, поскольку от зависти перейдёт к ненависти, а от ненависти – к убийству, как написано(Дварим, 19): «И когда будет человек ненавистником ближнего своего, и подстережёт его, и встанет на него, и побьёт душу и [тот] умрёт», и из-за этого сказал царь Шломо (Коhелет, 4): «И видел я всё утруждение (амаль עמל), и все способности деловые, что это – зависть человека к ближнему своему, также это – пустота и ухудшение духа». «Утруждение» – это материальные приобретения, «способности» - это приобретения духовные, и везде – зависть... «Также это – пустота (hевель הבל)», т.е. имя Эвеля, сына Адама, который тоже споткнулся об этот грех, поскольку позавидовал своему брату Каину, и принёс жертву лучше его, и от зависти они перешли к ненависти, и была ссора между ними, и Эвель был убит... Так и зависть Кораха – вывела его из этого мира».
Кроме пути человека (зависть-богатство-власть-идолопоклонство – тут, видимо, имеется в виду обожествление себя), отметим обвинение в адрес Эвеля, названного источником конфликта братьев и – фактически – косвенно обвинённого в собственной смерти (из-за того, что именно он первым «последовал за завистью»).