Еврейская Русскоязычная Община Атланты "Тора ве-Даат"

Jewish Russian Community "Torah ve-Daat"

Contact Us / Как с нами связаться: 
Phone:
404-6923-613, 404-826-6808
EMail: toravedaat@evreyatlanta.org
Подробнее...











Раздел: Пятая книга Торы - Дварим

Глава «Шофтим»


Глава «Шофтим»    Рассказывает: Рав Исроэль Зельман   
В главе изложено установление о царе, которое мудрецы понимали двумя способами: по мнению р. Йеуды (и таков Закон) – это заповедь иметь царя в Израиле, по мнению р. Неhорая – только право: «Когда придёшь в Землю, которую Б-г, Вс-сильный твой даёт тебе, и овладеешь ею, и осядешь в ней, и скажешь: поставлю над собой царя, как все народы, которые вокруг меня, постановлением поставь над собой царя, которого изберёт Б-г Вс-сильный твой».

Талмуд (трактат Санhедрин) объясняет, что выражение «постановлением поставь (сом тасим שום תשים)» указывает на то, что страх перед царём должен быть на его подданных.

Раби Меир-Симха («Мешех Хохма») комментирует с помощью этой заповеди известное место из Первой Книги пророка Шмуэля: Творец приказал пророку пойти в Бет-Лехем и «помазать в цари одного из сыновей Йишая» при живом царе Шауле; «Но ведь услышит Шаул, и убьёт меня!» - возразил Шмуэль. Издавна это место вызывало вопросы: пророк противоречит Создателю? Каков смысл его слов?

Раби Меир-Симха пишет: «В конце трактата Назир мудрецы обсуждают, был ли принят пророком Шмуэлем обряд назирейства, и там сказано, что «на Шмуэле был страх перед плотью и кровью (т.е. перед человеком)»: если бы пророк опасался Шаула из-за того, что тот – царь, это не называлось бы «страхом перед плотью и кровью», ибо такой страх – заповедь; но поскольку Шаул был уже отстранён Б-гом от царствования, опасения пророка считаются страхом перед человеком.

И в этом как раз можно увидеть причину страха: ведь пока Шаул был законным царём, его сердце было в полной власти Творца, он был как будто лишён свободы выбора, как написано (Мишлей, 21): «Сердце царя – в Руке Б-га». А после того, как Шаул перестал быть законным царём, он освободился от постоянной опеки свыше. Поэтому его уже следовало бояться…»