Глава «Ваэтханан» Рассказывает: Рав Исроэль Зельман
В начале главы Моше просит у Творца позволения войти в Святую Землю и говорит: «Пройду-ка я и увижу Землю благую эту». Вместе с тем в самом конце предыдущей главы написано, что Моше уже назначил новым руководителем народа своего преемника Йеошуа: «И Йеошуа я приказал в то время, говоря: глаза твои видят, что Б-г сделал двум этим царям, так сделает Б-г всем царствам, куда ты проходишь!»
Смысл кажущегося противоречия разъясняет р. Меир-Симха («Мешех Хохма»): «Из законов человеческих царств известно, что если кто-то приговорён к двум наказаниям, и, при этом, является важной персоной, само лишение привилегий или власти может быть засчитано как одно из наказаний.
По этой причине, когда Творец наказывал Моше и Аарона из-за «вод ссоры (мей мерива מי מריבה)» (за то, что Моше ударил по скале – см. гл. «Хукат»), и сказал: «Поэтому не приведёте народ в Землю», Он обращался и к Моше, и к Аарону (т.е. одному Моше не было сказано прямо, что он не войдёт в Землю). Ведь (согласно вышеупомянутым правилам) само лишение власти для Моше могло являться достаточным наказанием за грех удара по скале. А про Арона (при описании его кончины в гл. «Хукат») прямо написано: «Ибо не придёт в Землю из-за того, что нарушили вы и т.д.», - поскольку он не был властителем народа, то (за неимением другого наказания) он был сразу лишён возможности войти в Землю.
Поэтому в конце предыдущей главы Моше (уже наказанный лишением власти) наставляет преемника, а в начале этой – всё-таки просит пустить его в Землю, говоря: «Войду-ка и увижу Землю», т.е. не «приведу народ», а именно войду – один, как простой еврей, и увижу Землю; а руководить, вести народ будет Йеошуа.
И просьба Моше была однозначно отклонена – по многим причинам, в том числе (как приводится в Мидрашах), чтобы поколение, умершее в пустыне, не было наказано лишением Доли в Будущем Мире – в заслугу Моше, который не перешёл Иордан, и лёг в ту же Землю, где остались его выведенные из Египта ученики…».