Глава «Шмини» Рассказывает: Рав Исроэль Зельман
В коротком комментарии к известному отрывку Мидраша р. Меир-Симха («Мешех Хохма») показывает неожиданный аспект истории Йосефа и его братьев.
В начале главы рассказывается о жертвах, принесённых в день установления Переносного Храма: одна часть жертв приносилась для Арона, брата Моше, вступавшего в должность Первосвященника, а другая часть – ради всего народа. Мидраш обращает внимание на лишнюю жертву за грех, которая должна была быть принесена ради народа. Объясняется это в Мидраше так: у евреев есть лишний грех продажи Йосефа в рабство, во искупление которого приносилась добавочная жертва. Арон же, как и все остальные евреи, должен был получить искупление только за грех золотого тельца.
Издавна этот отрывок Мидраша вызывал вопросы. Почему именно в день открытия Переносного Храма нужно было вспомнить и искупить давний грех продажи Йосефа? Почему Арон – потомок Леви, одного из главных оппонентов Йосефа – не нуждался в этом искуплении?
Раби Меир-Симха указывает на ещё одну деталь, связывающую недавний грех золотого тельца с продажей Йосефа. Оказывается, некоторым оправданием поведения братьев было то, что Йосеф не сам увещевал братьев, а докладывал всё про них отцу. Собственно, это прямо написано в Торе, в начале главы «Ва-йешев»: «
И приносил Йосеф наговоры злые про них отцу».
В истории же с золотым тельцом народ показал, что даже если к нему обращаются лично и пытаются уговорить вести себя праведно, реакция остаётся исключительно негативной: в начале главного коллективного преступления нашей истории Хур (племянник Моше и Арона, сын Мирьям) попытался лично обратиться к толпе, собравшейся изготовить тельца. И люди, не желавшие слушать, убили Хура.
Таким образом, народ лишился последнего оправдания в истории с Йосефом, и пришлось совершать особое раскаяние и дополнительное жертвоприношение.