Еврейская Русскоязычная Община Атланты "Тора ве-Даат"

Jewish Russian Community "Torah ve-Daat"

Contact Us / Как с нами связаться: 
Phone:
404-6923-613, 404-826-6808
EMail: toravedaat@evreyatlanta.org
Подробнее...











Раздел: Вторая книга Торы - Шемот

Глава "Итро"


Глава "Итро"    Рассказывает: Рав Исроэль Зельман   
В главе рассказывается, как Моше один судил весь народ, а Итро (тесть Моше) дал совет создать большую судебную систему. Разговор между тестем и зятем был такой: "И увидел тесть Моше всё, что тот делает народу, и сказал: что это за вещь, которую ты делаешь народу? Почему ты сидишь один, а весь народ стоит над тобой с утра до вечера? И сказал Моше тестю своему: потому что приходит ко мне народ выспросить у Б-га. Когда бывает у них дело, приходят ко мне, и я сужу между каждым и его ближним и даю им узнать законы Б-га и указания Его (торотав תורותיו)".

Раби Меир-Симха ("Мешех Хохма") разъясняет суть диалога. "Дело в том, что судить в одиночестве разрешается только если участники процесса добровольно приняли на себя авторитет такого судьи (как сказано в трактате "Авот" и приводится в законах Маймонида: "Не суди в одиночку, посколько в одиночку судит только Один").

Ещё приводится в Законе, что судьи сидят во время разбирательства, а участники тяжбы стоят. Однако в случае, если судью приняли добровольно, участникам процесса разрешено сидеть (ведь сама авторитетность судьи - это их решение).

И так сказал Итро: "В любом случае (мима нафшех ממה נפשך): если твой, Моше, авторитет не приняли на себя все евреи, которых ты судишь, ты не имеешь права судить один; а если приняли, то почему ты сидишь один, а весь народ стоит над тобой?!"

И Моше ответил, что у закона, по которому должно быть три судьи, есть две причины. Первая - что при трёх судьях Присутствие Творца находится в суде. Вторая - что один судья может быть выбран одной стороной, другой - другой, а третий выбирается двумя выбранными судьями и имеет решающий голос.

Первая причина не относится к ситуации с судом Моше, поскольку Присутствие Творца не покидало Моше никогда (даже когда он был один). Поэтому Моше говорит: "Приходит народ ко мне выспросить у Б-га" (Чья связь с Моше постоянна). Вторая тоже неактуальна, ведь Моше был главным источником Закона, и присутствие ещё двух судей было бы бесполезным, поскольку против мнения Моше всё равно никто не мог бы выступить. Поэтому Моше говорит: "Даю им узнать законы Б-га".