Еврейская Русскоязычная Община Атланты "Тора ве-Даат"

Jewish Russian Community "Torah ve-Daat"

Contact Us / Как с нами связаться: 
Phone:
404-6923-613, 404-826-6808
EMail: toravedaat@evreyatlanta.org
Подробнее...











Раздел: Третья книга Торы - Ваикра

Глава «Кдошим»


Глава «Кдошим»    Рассказывает: Рав Исроэль Зельман   
В главе, от которой, по мнению мудрецов Талмуда, «зависит большинство тем Торы», приводятся основные постулаты еврейской Этики. В частности, говорится о заповеди воспитания, увещевания ближнего: «Наставлением наставляй ближнего своего, и не вознесёшь на него греха (ло тиса алав хет לא תשא עליו חטא)».

Каков смысл второй части фразы? «Не возносить грех» означает, что, воспитывая ближнего, мы не позволяем ему грешить? Тогда почему сказано именно «не вознесёшь на него греха», а не, например, просто «и он не согрешит»? Раби Меир-Симха («Мешех Хохма») предлагает следующую оригинальную трактовку.

«Объяснение фразы «и не вознесёшь на него греха» таково: если дело касается качество благочестия (особой праведности, выходящей за рамки элементарных обязанностей еврея), мудрецы опасались гордыни (т.е. не хотели, чтобы человек показывал публично свою нерядовую праведность); однако если речь об опасности нарушения какого-то запрета, и тем более – прямом запрете Торы, как, например, «новый урожай» (хадаш חדש) в наше время и т.п., тут нет никакой гордыни, «и не вознесёт на себя греха (тоже возможный перевод – не вознесёшь не «на него», т.е. на ближнего, а «на себя»: наставляющий не вознесёт на себя греха)» - т.е. воспитатель не согрешит из-за наставления ближнего, а, напротив, в личном разговоре, прямо и открыто укажет ему, чтобы тот вёл себя, как наставляющий (т.е. воспитатель может, если речь об основных законах Торы, а не о особом благочестии, поставить собственное поведение ближнему в пример, и в этом не будет греха гордыни).

Отметим тонкость в комментарии: р. Меир-Симха избирает в качестве примера заповеди Торы, говоря о которой воспитатель может ссылаться на собственную праведность, заповедь плодов нового урожая (зерновые урожая, собираемого осенью, запрещены до Песаха следующей весны: во времена Храма знаком разрешения было принесение жертвы «Омера», с которой начинался текущий счёт семи недель). Поскольку в диаспоре очень трудно придерживаться этого запрета, многие по сей день ищут послабления и разрешения, чтобы есть плоды урожая сразу после его сбора. Раби Меир-Симха между делом показывает, как важно соблюдать именно то, в чём многие проявляют слабость, и своим примером вдохновлять соплеменников.