Еврейская Русскоязычная Община Атланты "Тора ве-Даат"

Jewish Russian Community "Torah ve-Daat"

Contact Us / Как с нами связаться: 
Phone:
404-6923-613, 404-826-6808
EMail: toravedaat@evreyatlanta.org
Подробнее...











Раздел: Третья книга Торы - Ваикра

Глава "Цав" (Шабат hа-Гадоль)


Глава "Цав" (Шабат hа-Гадоль)    Рассказывает: Рав Исроэль Зельман   
Очень часто эта глава, в которой изложены многочисленные подробности службы в Храме, совпадает с предпасхальной Субботой. Эту Субботу называют "Великой", чему есть разные объяснения.

В книге "Сефер hа-Пардес", автором которой считается сам р. Шломо Ицхаки (Раши), написано (то же потом приводит р. Яаков бен Ашер в книге "Арба Турим", гл. 430), что Суббота названа так из-за великого чуда, совершившегося в за четыре дня до Исхода из Египта: в ту Субботу евреи приготовили ягнят для пасхальной жертвы на глазах у египтян, и, хотя ягнёнок был местным идолом Как приводится (в частности, в книге "Бней Иссахар"), объектом служения египтян был первый из знаков зодиака - Овен (ягнёнок), называемый "первенцем звёздных знаков", египтяне не посмели помешать приготовлениям к закланию "божества".

В комментарии Тосафот (2-4 поколения после Раши) тоже упоминается, что Суббота называется "великой" из-за чуда. Но чудо было не в том, что евреям удалось беспрепятственно приготовить ягнёнка к жертве (с подходом Раши Тосафот не согласен, видимо, потому, что после Девяти Казней смирное поведение египтян не назовёшь чудом). На 87-листе трактата Шабат приводится точный календарь Исхода и последовавших за ним событий. И доказывается, что 10-е нисана, когда было приказано готовиться к пасхальной жертве, выпало на Шабат. В Тосафот указано: "И потому называют эту Субботу "великой", что совершилось в неё чудо великое, как сказано в Мидраш Раба: когда взяли пасхальных ягнят в ту Субботу, собрались первенцы нееврейские и спросили у евреев: "Зачем вы делаете это?" Сказали им: "Жертва Песах это для Б-га, Который поразит первенцев Египта". Пошли (нееврейские первенцы) к отцам своим и к фараону - просить, чтобы отпустили евреев. Но те не пожелали (приводится в Мидраше "Ялкут Шимони", что отцы отвечали так: "Даже если все египтяне умрут, не уйдут отсюда!"). И устроили первенцы войну, и убили многих (во всех трёх основных Мидрашах указано, что убивали первенцы собственных отцов), как сказано (Теhилим, 136): "Побивающий египтян с помощью первенцев их". Мидраш Танхума завершает историю следующей фразой: "Как только были убиты их отцы, открылся им (первенцам) Святой, благословен Он, и убил их" (получилось, что первенцы Египта были одарены Б-жественным Откровением и тут же умерщвленыСледует упомянуть приведённое в Талмуде (трактат Йевамот, лист 79) правило: когда человека судят, ему могут одновременно дать большую награду (раз заслужил), и страшное наказание (тоже заслужил)).

Раби Авраам-врачеватель (уроженец Рима, из "первых" мудрецов, живший более 7 веков назад) пишет в книге "Шиболей Лекет" (гл. 205) что прихожанам эта Суббота кажется длинной ("большой" - слово "гадоль" переводится и как "великий", и как "большой"), поскольку предпасхальная речь раввина - одна из самых длинных в году.

Раби Давид Авудраhам (ученик упомянутого в начале р. Яакова бен Ашера) приводит, что в ту Субботу перед Исходом народ получил первую заповедь (заповедь пасхальной жертвы), и стал "большим", вступил в религиозное совершеннолетие. Поэтому Суббота называется Субботой "большого", "взрослого" еврейского народа.

От имени р. Шломо Лурье (Маhаршаль) приводится, что название связано со знаменитым стихом, завершающим ту Афтору (отрывок из пророков), которая всегда читается в этот Шабат (Малахи, 3): "Вот, Я посылаю к Вам Илию-пророка перед приходом дня Б-га великого и страшного (hа-гадоль ве-hанора הגדול והנורא)".

В книге "Хохмат Шломо" (пояснения к "Своду Законов", автор - живший около двух столетий назад выдающийся законодатель и комментатор р. Шломо Клюгер) написано, что Суббота называется "великой", чтобы подчеркнуть важность Субботнего дня: хотя в это время все заняты подготовкой к Песаху, Шабат от этого никак пострадать не должен, он - "велик" всегда, и даже превосходит по уровню святости Песах и другие праздники.

Раби Цви-Элимелех из Динова в книге "Бней Иссахар" указывает, что до той Субботы перед Исходом все потомки Авраама, Ицхака и Яакова должны были хотя бы в чём-то нарушать Субботу (как это положено нееврею - ведь до Исхода и Дарования Торы все они имели статус "сыновей Ноаха"), а в ту Субботу, когда каждому из хозяев дома пришлось приобрести пасхальную жертву, статус их, наконец, изменился: они стали считаться евреями (это откровение - неожиданное для всех, кто традиционно считает днём рождения еврейского народа Дарование Торы, р. Цви-Элимелех доказывает из самого текста: оказывается, по процедуре приобретения ягнёнка видно, что у покупающих уже был статус евреев: жертву приобретали и с помощью "перетягивания к себе" (мшиха משיחה), и с помощью денег (киха קיחה)). То есть, стало не нужным то нарушение Субботы, которое "сокращало" Субботы для всех потомков Яакова до сих пор, и Суббота стала, наконец, полной, "большой".

Похожая идея приводится в талмудическом трактате Кидушин (лист 31), где сказано: "Велик (гадоль גדול) тот, кому приказано, и он исполняет, - более чем тот, кому не приказано, и он исполняет" (т.е. тому, кто обязан делать что-то, трудней заставить себя, и его заслуга больше, чем у "добровольца"). И поскольку с той Субботы перед Исходом евреи получили первую обязательную заповедь (пасхальную жертву), они стали называться "великими", в честь чего названа Суббота.

Какова же связь всего этого с недельной главой "Цав", подробно излагающей технологию жертвоприношений?

В разных комментариях упоминаются некоторые намёки, связывающие главу "Цав" с подготовкой к Песаху. В частности, заповедь "убирания пепла с жертвенника" (трумат hа-дешен תרומת הדשן), изложенная в начале главы, намекает, что как и в Храме, где каждый следующий день начинался с ликвидации последствий предыдущего, с очищения места служения Творцу, так и каждый годовой круг, каждый Нисан (первый месяц календаря) должен начинаться с полного очищения места, где еврей повседневно служит Вс-вышнему - т.е., дома. Сразу после этого приводится запрет приносить "квасные" (хамец חמץ) "хлебные дары" в Храм, мучные приношения должны были быть приготовлены в виде мацы: "Опресноками (мацот מצות) будут съедены в месте святом". И, как объяснено в Талмуде (Менахот, 55), существуют отдельные запреты и наказания за "заквашивание" теста храмовых хлебных даров на каждом из этапов приготовления. Также запрещено допускать заквашивание остатков от "хлебного дара" (шираим שריים), когда заповедь приношения уже выполнена.

Общая же идея прочтения главы "Цав" перед самым Песахом, как представляется, в том, что поскольку Храм и жертвоприношения - одна из главных, неотъемлемых частей Традиции, даже в самые прекрасные, светлейшие дни года мы должны помнить: радость не может быть совершенной, пока Служение не восстановлено, пока не исполняется та первая заповедь, благодаря которой мы когда-то стали "большими" - Пасхальная Жертва.