Глава "Ваикра" Рассказывает: Рав Исроэль Зельман
Рассмотрим начало третьей книги Торы с некоторыми комментариеями мудрецов последних столетий. Сначала приведём первый отрывок книги с некоторыми объяснениями Раши
Комментарии Раши к началу третьей книги Торы очень обширны, и тут приводится только их небольшая часть."И воззвал (всем речениям, высказываниям и приказам предшествовало "воззвание (крия קריאה)" - обращение любви (лашон хиба לשון חבה), которым пользуются ангелы Служения, как сказано (Йешаяу, 6): "И взывал этот к этому", а пророкам народов-идолопоклонников открывался с обращением непостоянства и нечистоты (арай ве-тума עראי וטומאה), как сказано (Бамидбар, 23): "И случился Вс-сильный Биламу") к Моше (голос идёт и доходит до ушей его, а все [сыны] Израиля не слышат), и говорил Б-г ему из Шатра Собрания (учит, что Голос прерывался и не выходил из Шатра), сказав (иди, скажи им слова воспитывающие ("диврей квушим", [דברי כבושים] т.е., букв.: "захватывающие", поражающие"): ради вас Он говорит со мной! И так мы и находим, что все 38 лет, пока были [сыны] Израиля в пустыне как отверженные - от разведчиков и далее - не уединялось Речение [Вс-вышнего] с Моше, как сказано (Дварим, 2): "И было, когда закончили умирать все люди войска, то говорил Б-г мне, сказав", - ко мне было [обращено] Речение. Другое объяснение: иди и скажи им Слова Мои, и ответь мне, примут ли они их
Поскольку речь - о законах жертвоприношений, то есть, о немалых тратах, Вс-вышний приказывает Моше обратиться к народу с вопросом, а не требованием, как сказано (Шмот, 19): "И передал Моше слова народа и т.д."): "Говори сынам Израиля, и скажи им: человек (зачем сказано: "человек (адам אדם)"? Что известно про первого человека? Что он не приносил жертв из ворованного, ибо всё в мире принадлежало ему, так и вы - не приносите из ворованного) когда принесёт из вас жертву для Б-га, из животных - из крупного и из мелкого скота приносите жертвы ваши"".
Раби Яаков бен Ашер ("Баал hа-Турим") в своём первом комментарии к третьей Книге объясняет размер буквы "алеф" из слова "и воззвал (ва-йикра ויקרא)": "Буква "алеф" в слове "И воззвал" - маленькая (заметно меньше остальных букв Свитка Торы), поскольку Моше не хотел писать ничего кроме "и случился" ("ва-якер", [ויקר] т.е., без буквы "алеф") - слово, употреблённое в описании пророчества Билама, как будто и ему показался Б-г только по случаю (ба-микрэ במקרה). И сказал ему Святой, благословен Он, написать "алеф". И он написал, но маленький (из скромности - чтобы сохранить намёк на случайность обращения Творца)".
Раби Шломо-Эфраим ("Кли Якар") поясняет, что, хотя в Талмуде (трактат Брахот, лист 7) пророчества Моше и Билама действительно сравниваются (""не восстал более пророк в Израиле, подобный Моше" (Дварим 34): в Израиле не восстал, а среди народов мира - восстал"), конечно же, речь не о прямом, не дай Б-г, сравнении уровней Господина пророков и Билама-злодея. Единственное, что связывает этих двух (столь непохожих) людей - то, что оба они получали гораздо больше откровений, чем были готовы получить (все откровения, даруемые Творцом, требуют подготовки, и обычно пророчество даётся согласно уровню готовности; Моше же получал гораздо больше, чем мог получить человек - любой, даже такой великий и прекрасно подготовившийся к пророчеству - так же, как и Билам, чьё пророчество, хоть и было по уровню несравнимым с любым другим настоящим пророком (не говоря про Моше), который получал гораздо больше того, к чему был готов, ибо по его праведности (т.е., отсутствию таковой) пророчество вообще не полагалось).
Раби Хаим-Йосеф-Давид Азулай (Хида) в книге "Пней Давид" цитирует отрывок Зоhара (гл. Хаей Сара), где рассказывается, что р. Шимон бар Йохай услышал в "высшем Доме Учения" (метивта ли-леэла מתיבתא דלעילא): "малый - велик, а великий - мал", т.е., величие в этом мире редко соответствует величию в мире лучшем и истинном (если только речь не идёт о славе мудрецов и праведников, которая сохраняется везде). После этого Раби Хаим-Йосеф-Давид выводит из маленького "алефа" следующее несложное правило: "Эта буква - первая в алфавите, она - основа всего строения. Именно она - меньше остальных. Это намёк на то, что считающий себя основой и началом (подобным "алефу" - началу всех букв), он мал, и лишь тот, кто уменьшает себя - велик".
Раби Авраам-Шмуэль-Биньямин Софер ("Ктав Софер") развивает эту тему, приводя отрывок из Мидраша (Мидраш Раба в начале нашей главы), где сказано, что у Моше было 10 имён (упомянутых в разных книгах Танаха), но Вс-вышний сказал, что "из всех имён, которыми тебя называли, Я буду называть тебя только тем, которое дала дочка фараона!" (поэтому сказано "и воззвал к Моше", т.е., называл его именно этим именем). Почему же именно это имя выбрал Творец, - спрашивает р. Софер.
"Чтобы объяснить, почему Святой, благословен Он, выбрал именно то имя, которым назвала будущего Господина пророков дочь фараона (а не, например, данное при рождении - мама назвала ребёнка именем Тов, как указано в Талмуде, трактат Сота), надо исследовать известный отрывок Талмуда (трактат Недарим, лист 38). Там сказано: "Святой, благословен Он, опускает Присутствие своё (машрэ Шхинато משרה שכינתו) только на могучего (гибор גיבור), мудрого (хахам חכם), богатого (ашир עשיר) и скромного (анав עניו), и всё это [было] у Моше".
С первого взгляда - удивительно: какое преимущество есть с точки зрения Святого, благословен Он, в богатстве человека? Разве не одинаковы перед Ним богатый и бедный? То же следует спросить и о преимуществе физической силы.
Раби Шмуэль-Элиэзер Эдлис (Маhарша) объясняет это место Талмуда так: главное достоинство человека в глазах Творца, конечно, скромность, как сказали мудрецы: "Велика приниженность духа перед Святым, благословен Он, больше, чем все жертвоприношения, как сказано (Теhилим, 51): "Жертвы для Б-га - дух сломленный, сердце сломленное и несчастное", и написано (Йешаяу, 57): "Я пребуду с несчастным, с низким духом". И в Моше, учителе нашем, Писание прославялет именно скромность, и благодаря этому качеству он удостоился уровня пророчества большего, чем у всех пророков, ведь именно этого желает Творец, "и мерзость для Б-га - всякий заносящийся сердцем" (Мишлей, 17).
Однако, если некто очень беден, то тогда он по природе своей смирен, ибо откуда у него гордость? И уже сказали мудрецы, что "бедняк-гордец" - это одна из вещей, которые "не терпит разум" (трактат Псахим, 113: "Четверых не терпит разум: гордеца-бедняка, богача прибедняющегося, старика развратничающего и руководителя, который попусту возносится над общиной"). Так же - тот, что физически немощен - тоже смирен и скромен, но это не целостная скромность, происходящая от победы над Злым Побуждением.
И только имеющий и богатство, и коронованный мудростью, и физически сильный - т.е., тот, кому есть, чем гордиться и возноситься сердцем перед людьми (ведь у них нет подобных преимущств), а он, несмотря на всё это, смирен и скромен, низок духом, - тот обладает истинным качеством скромности, которое избирает Святой, благословен Он, чтобы опустить на обладателя такой скромности Присутствие Своё. И поэтому сказали мудрецы, что Святой, благословен Он, опускает Присутствие своё только на могучего, мудрого, богатого и скромного (т.е., скромного, несмотря на всё, что ему дано).
С помощью этого объяснения мы сможем понять слова Равы (одного из величайших Амораим, составителей Гемары среднего поколения) в третьей главе трактата Моэд Катан: "Три вещи просил я у Небес. Две дали мне, а одну не дали. Просил богатство р. Хисды и мудрость р. Уны, и дали их мне. Просил скромности Рабы, сына рав Уны, и не дали мне". Казалось бы, как мог Рава желать богатства и просить о нём Вс-вышнего? Почему не попросил сначала скромности - главного, чего желает Творец, прежде, чем просить о богатстве - вещи суетной и пустой (hевель ва-рик הבל וריק)? И почему две первых просьбы были исполнены, а третья, важнейшая, не была исполнена?
В связи же со сказанным выше ясно: Рава хотел обрести качество скромности во всей его полноте, а для этого просил богатства и мудрости, чтобы, несмотря на них, быть скромным, как Раба, сын р. Уны. И конечно же, эта просьба о скромности тоже была удовлетворена Творцом. Просто тот, кто в действительности скромен, всегда считает, что скромен недостаточно, и в собственных глазах представляется излишне гордящимся. Поэтому Рава сказал, что его просьбу о скромности не исполнена...
Так же можно объяснить и Мидраш, где говорится о самом лучшем имени Господина пророков, которым его называл Создатель. Ведь именно имя Моше было широко известно и использовалось и когда будущий величайший пророк жил во дворце фараона, в роскоши и достатке, и когда он вёл переговоры с фараоном во времена Исхода. Именно под этим именем Моше обрёл всё своё величие. И всё-таки оставался скромнейшим человеком. Поэтому Творец избрал именно это имя из всех остальных, ведь в нём - указание на истинное, полноценное качество скромности Господина пророков".