Еврейская Русскоязычная Община Атланты "Тора ве-Даат"

Jewish Russian Community "Torah ve-Daat"

Contact Us / Как с нами связаться: 
Phone:
404-6923-613, 404-826-6808
EMail: toravedaat@evreyatlanta.org
Подробнее...











Раздел: Первая книга Торы - Берешит

Контрольный поцелуй в шею.


Контрольный поцелуй в шею.    Рассказывает: Рав Менахем Михаэль Гитик   
Лекция взята с сайта http://mmgitik.com

Уяснив (с помощью рава Ґирша), идентичность голов Эйсава и Яакова, мы получили возможность ответить на весьма оригинальный вопрос: отчего братский поцелуй/укус (Раши к Бе-рейшит 33:4) был сделан не в лоб или щеку, а в шею, и заодно объяснить мидраш о сломанных о ставшую каменной шею зубах Эйсава.

Начнем с распознавания образов. Шея – соединение головы и тела, высокого и материального. Не случайно одно из наименований Йерушалаимского Храма – шея. Идентичность головы и противоположность тела Яакова и Эйсава определяет суть конфликта – «умная голова, а дураку досталась». Всё последующее легко укладывается в формулу «брат мой, враг мой»

Как известно автору этих строк не понаслышке (наличие старшего брата), два брата всегда два соперника. Их жизненные пути всегда сравниваются и являются основой для осознанного или неосознанного соперничества. Именно из него рождается знаменитый комплекс любви-ненависти.

Более просто и понятно (для не имеющих братьев) этот конфликт может быть проиллюстрирован с помощью отношений между душой и телом. С одной стороны мало что в жизни мы любим так, как своё тело. С другой – бывают моменты «бессильной ненависти» (если бы я только мог, был бы большим и сильным, «о, если б только мне набраться, вы дали б мне за всё ответ»)

Именно под этим углом рассмотренное отношение Эйсава к Яакову позволяет разобраться с его поцелуем/укусом. Эйсав, продавший первородство души, продавший свою голову телу, это Эйсав видящий в Яакове изворотливо-хитрого лицемера. Сами посудите, победить тело невозможно. Также невозможно как перехитрить Лавана. И удачливость брата объясняется единственно возможным для победившего тела способом – изворотливостью жизненного пути Яакова.

Собственно, поцелуй/укус был попыткой показать слабость власти головы Яакова над его телом. Зубы – символ нанесенного ради получения удовольствия вреда.

И укус через поцелуй это и вопрос Эйсава: «Кто эти тебе?» (33:5), это попытка самоутверждения через демонстрацию духовной неуспешности Яакова. (Женился на сестрах – некашерно!)

Материальный успех Яакова, свидетельство его изворотливости, а не результат духовных усилий увенчанный Вс-сильным. Именно это стремится показать Эйсав. И как апофеоз соперничества: «есть у меня множество» против «есть у меня всё».

Образ «каменной шеи» Яакова и обломленных о нее зубов Эйсава – это неразрывность связи и владычества главы Яакова над всем земным (символизируемым телом). И никакие удовольствия этого мира (символизируемые зубами Эйсава) не способны (камень – символ вечности) эту связь оборвать!