Еврейская Русскоязычная Община Атланты "Тора ве-Даат"

Jewish Russian Community "Torah ve-Daat"

Contact Us / Как с нами связаться: 
Phone:
404-6923-613, 404-826-6808
EMail: toravedaat@evreyatlanta.org
Подробнее...











Раздел: Первая книга Торы - Берешит

Маленькая буква «каф»


Маленькая буква «каф»    Рассказывает: Рав Менахем Михаэль Гитик   
Лекция взята с сайта http://mmgitik.com

«…и пришел Авраам сказать прощальные слова Саре и оплакать ее…» Берешит (23:2).

Следующий комментарий основывается на двух «шероховатостях» текста: маленькой букве «каф» в слове «ливкота» и обратном порядке действий – сначала «прощальные слова», и лишь затем «оплакивание». Мидраш объясняет, что маленькая буква указывает на «уменьшенный» плач Авраама. Добавим необходимую для понимания информацию. Смерть Сары была вызвана невероятным духовным напряжением момента заклания Ицхака. А, следовательно, величайшее достижение человеческого духа оказалось невольной причиной гибели той экстраординарной праведницы, благодаря которой Аврам стал Авраамом.

Невероятную сложность создавшейся ситуации мы можем оценить с помощью слов вечерней молитвы: «ве hасер Сатан мильфанейну уамиахорейну» - «и убери Сатану впереди нас и позади нас» (слова из второго благословения после «шма»).

Сатан – в переводе с иврита "обвинитель". Его задача в нашем мире «сбивать нас с пути истинного» здесь, на земле, и тут же «бежать», там наверху и «причитать» перед небесным судом: «Вы только посмотрите, что этот еврей вытворяет!» Как сказано у мудрецов: «Нахаш (змей), он же йецер ра, он же Сатан, он же ангел смерти».

Роль обвинителя – Сатана – на пути к Творцу, перед нами, следовательно, более-менее объяснена. Но позади…

Добро, сделанное человеком, вечно. И, тем не менее, существует «исключение» и из этого правила. Как вам, наверняка, памятно, самым страшным из убийств, с еврейской точки зрения, является убийство самого себя.

Самоубийство, в случае, если оно «настоящее» - это есть жест отчаяния и бунта, перечёркивающий прожитую жизнь (подобно отчаянию хозяина по поводу потерянной вещи, которое уничтожает хозяйское отношение к ней). В этом случае за совершённое в такой «перечёркнутой» жизни зло приходится платить душе самоубийцы, а вот добро, сделанное в ней, становится «анонимным» и идёт на общий счет народа Израиля.

Теперь просьба убрать Сатана, что позади нас, становится понятной. Его функция – заставить нас пожалеть oб уже сделанном Добре! Нет, само по себе добро неистребимо, но вот соавторские права на него… И нам с вами нужно быть предельно осторожными в словах и ощущениях, чтобы в сердцах не сказать (почувствовать): «Нет, это было слишком тяжело, я жалею, что их пригласил(а) что им подарил(а), и т.д. и т.п.».

Величайшее из достижений человеческой личности – заклание Ицхака, нуждалось в особой защите от любого обвинения. И Авраам, понимая всю, почти невыносимую, сложность создавшегося положения, не даёт себе и другим даже на секунду провести чувственную связь между этими двумя событиями, не позволяет даже на мгновение возникнуть ситуации, которая может быть интерпретирована как сожаление о Саре в рамках причины её смерти. Отсюда изменение естественного порядка - сначала «принародное» прощание с Сарой и лишь затем приглушённый, внутренний, никому незаметный плач.

И как всегда в Торе, величайшее испытание наших праотцев, содержит и вечный урок для всех нас. Как сказано у мудрецов: «Деяния отцов - знак для детей».