Еврейская Русскоязычная Община Атланты "Тора ве-Даат"

Jewish Russian Community "Torah ve-Daat"

Contact Us / Как с нами связаться: 
Phone:
404-6923-613, 404-826-6808
EMail: toravedaat@evreyatlanta.org
Подробнее...











Раздел: Статьи

Навстречу Новому Году


Навстречу Новому Году    Рассказывает: Рав Исроэль Зельман   
Через пять дней, с Б-жьей помощью, начнётся новый год, а с ним - "Страшные Дни" (йамим нораим ימים נראים), десятидневный период Суда и Раскаяния.

Два праздничных дня Нового Года начинаются в ближайшее воскресенье вечером, и с этого момента вступают в силу запреты праздника (исурей йом тов).

Исключения по сравнению с запретами Субботы:

1. Перенос вещей, запрещённый в Шабат там, где нет Эрува: в Йом Тов это разрешается (нельзя передвигать и переносить только т.н. Мукцэ - предметы, связанные с действиями, нарушающими Праздник: электронные приборы, пищущие принадлежности и т.д.).

2. Перенос огня, т.е., зажжение от того огня, который зажжён до праздника (не забудьте купить свечи - суточные или даже более, чем суточные, - в праздник они незаменимы).

3. Приготовление пищи на огне, зажжённом разрешённым способом (см. п.2), или на включённой до начала праздника электрической плите.

Важнейшие моменты Молитв Нового Года.

Центральный элемент Службы в Рош hа-Шана обоих дней - Трубление в Шофар. Каждый еврейский мужчина должен его прослушать: "Голос Шофара" - самая крепкая защита в Дни Суда.

Женщины не обязаны слушать Шофар ("трубление" - повелительная заповедь, привязанная ко времени, а от большинства таких повелений Торы женщины освобождены). Однако по старинному обычаю почти всех общин еврейские женщины тоже слушают Шофар. От начала и до конца трублений следует сохранять сосредоточенное молчание.

Рабейну Саадия hа-Гаон приводил восемь толкований Трубления (их желательно помнить и иметь в виду во время прослушивания Шофара).

1. Принятие на себя Власти Вс-вышнего (издавна при воцарении земных монархов трубили в рога и трубы, а День Рош hа-Шана связан с творением вселенной и Воцарением Творца над миром).

2. Призыв к Раскаянию: "Спящие, пробудитесь!" (звук Шофара должен растревожить человека, привести к мыслям о Раскаянии).

3. Память о Синайском Откровении (при Даровании Торы вокруг Синая разносились звуки Шофара).

4. Скорбь о разрушении Храма (уничтожая наши святыни, враги трубили в рога и трубы, и мы, трубя в Шофар, просим Б-га приблизить восстановление Храма).

5. Заслуга Жертвоприношения Ицхака (рог напоминает о баране, принесённом вместо Ицхака: с помощью Шофара мы показываем свою связь с праотцами, подтверждая готовность жертвовать собой ради Создателя, как они).

6. Напоминание о Великом Суде (в конце времён, когда звук Шофара будет разноситься по всему миру).

7. Просьба о собирании изнанников (в тот день, когда изгнанники Израиля будут призваны Творцом на Святую Землю, "вострубят в великий Шофар").

8. Намёк на Оживление мёртвых (оно, как написано у пророков, тоже будет сопровождаться трублением).

Напомню также, что важный элемент молитвы Мусаф - 10 стихов (псуким) Царств (Малхиёт), 10 стихов Напоминаний (Зихронот) и 10 стихов Шофаров (Шофрот). Для 10 стихов "Царств" выбраны отрывки, упоминающие о Воцарении Вс-вышнего над миром, для 10 стихов "напоминаний" - утверждающие, что Творец "помнит создания" во благо, для 10 стихов "Трублений" - говорящие о трублении в Шофар. Каждый набор из десяти состоит из 3 стихов Торы, 3 стихов Писаний, 3 стихов Пророков и ещё одного стиха - снова из Торы (последний читается перед Благословением, завершающим каждый этап). Каждый их этих трёх этапов Мусафа заканчивается соответствующим Благословением (после "Царств" - "Благословен Ты, Б-г, Царь над всей землёй, освящающий Израиль и День Памяти"; после "Напоминаний" - "Благословен Ты, Б-г, Помнящий Союз"; после "Трублений" - "Благословен Ты, Б-г, Слушающий голос трубления народа Твоего, Израиля, с Милосердием").

Напомню ещё, что на языке Каббалы Первый День Нового Года называется "Суд Тяжёлый (дина кашья דינא קשיא)", Второй - "Суд Ослабленный (дина рафья דינא רפיא )".

Т.е., одна из задач Первого Дня - выстоять в Суде (не получить, не дай Б-г, плохого приговора), из целей Второго Дня - добиться позитивного (получить, с Б-жьей помощью, хороший приговор или хотя бы традиционную отсрочку до Йом Кипура).

Ктива ва-Хатима това - Записи и Подписи хорошей!