Еврейская Русскоязычная Община Атланты "Тора ве-Даат"

Jewish Russian Community "Torah ve-Daat"

Contact Us / Как с нами связаться: 
Phone:
404-6923-613, 404-826-6808
EMail: toravedaat@evreyatlanta.org
Подробнее...











Раздел: Пятая книга Торы - Дварим

Глава "Ки таво"


Глава "Ки таво"    Рассказывает: Рав Исроэль Зельман   
В начале главы читаем о заповедях, "зависящих от Земли" (тлуйот ба-арец תלויות בארץ), т.е., касающиихся земледелия на Святой Земле.

"Когда придёшь ты в землю, которую Г-сподь, Б-г даёт тебе в удел, и овладеешь ею, и поселишься в ней, то возьми из всех первых плодов земли, которую Г-сподь, Б-г твой, дает тебе, и положи в корзину, и пойди на то место, которое изберёт Г-сподь, Б-г твой, чтобы пребывало там имя Его. И придёшь ты к священнику, который будет в дни те, и скажешь ему: "Рассказал я сегодня Г-споду, Б-гу твоему, что я вошёл в землю, которую Б-г клялся отцам нашим дать нам". И примет священник корзину из руки твоей, и поставит её пред жертвенником Г-спода, Б-га твоего. И ответишь ты и скажешь ты перед Г-сподом, Б-гом твоим: "Арамеец губил отца моего, и он спустился в Египет и проживал там с немногими, и стал там народом великим, могучим и многочисленным. И делали зло нам египтяне, и мучили нас, и помещали на нас работу тяжкую. И возопили мы к Г-споду, Б-гу отцов наших, и услышал Г-сподь наш голос, и увидел бедствие наше, и труды наши, и притеснение наше. И вывел нас Г-сподь из Египта Рукой Крепкой, и Мышцей Простертой, и страхом великим, и знамениями, и чудесами. И привел Он нас на это место, и дал нам эту землю - землю, текущую молоком и медом. И вот, принёс я начаток всякого плода земли, которую Ты дал мне, Г-сподь", - и положишь ты это перед Г-сподом, Б-гом твоим, и поклонишься перед Господом, Б-гом твоим. И возрадуешься всему благу, которое тебе дал Господь, Б-г твой, и дому твоему, - ты и левит, и пришелец, который в среде твоей".

В Мидраше Сифри находим удивительную фразу о заповеди "Первых плодов": "Сделай эту заповедь, ибо из-за неё ты войдёшь в Землю".

Проследим, как объясняли этот Мидраш три поколения великих законодателей и толкователей Торы: р. Пинхас Гурвич (в книге "Паним яфот"), его ученик р. Моше Софер (автор книги "Хатам Софер" - в книге "Торат Моше"), и р. Авраам-Шмуэль-Биньямин Софер (в книге "Ктав Софер" - сын и ученик упомянутого р. Моше).

Раби Пинхас ("Паним яфот") пишет: "С первого взгляда непонятно: ведь подобное сказано в Талмуде (Кидушин, 37) о заповедях Тфилин и выкупа первенца осла: те две заповеди надо было исполнять ещё в пустыне, и в их заслугу зашли в Землю, в то время как обязанность приносить первые плоды возникла только после овладения и заселения Земли через 14 лет после входа в неё (т.е., как можно было зайти в Землю в заслугу заповеди, исполнение которой началось только через 14 лет после входа в Землю?).

И, как представляется, хотя через 14 лет после входа евреев в Святую Землю закон принесения в Храм первых плодов урожая вступил в силу, к этому моменту только малая часть колен смогла овладеть Землёй и расселиться (и среди этих колен временно жили остальные, ещё не расселившиеся). Поэтому сказало Писание: "Сделай эту заповедь, ибо из-за неё ты войдёшь в Землю", т.е., в заслугу принесения первых плодов в Храм завершится расселение тех колен, которые ещё не успели "войти в Землю" (т.е., в предназначенные им наделы). И говорится "сделай" - только сделай: т.е., тут речь лишь о первой части заповеди - Принесении плодов, а не о второй - Прочтении в Храме вышеприведённого отрывка ("Арамеец губил отца моего, и он спустился в Египет и т.д."), поскольку тогда, после первых 14-ти лет войны и заселения, у многих колен, проживавших пока не на предназначенной им территории, могли быть только временно приобретённые у других колен кусочки земли, о чьих плодах ещё нельзя было сказать "и вот, я принёс начаток всякого плода земли, которую Ты дал мне, Г-сподь".

Великий ученик р. Пинхаса - р. Моше Софер пишет: "Удивился учитель мой: ведь заповедь Первых плодов начинается после Овладения и Заселения Земли!

И вот, следует узнать, почему мы говорим в молитве после трапезы (Биркат hа-Мазон): "Благодарим мы Тебя за то, что дал Ты в удел отцам нашим Землю желанную, благую и широкую, и за то, что вывел нас из Египта": ведь, кажется, следовало сказать наоборот (сначала - вывел из Египта, потом - дал Землю)!..

Отвечая на это, мы ответим ещё на один вопрос, заданный р. Моше бен Нахманом (Рамбаном): почему во втором абзаце молитвы "Шма" сначала сказано "и пропадёте вы с Земли и т.д." (т.е., речь об Изгнании), а потом - "поместите слова эти на сердца ваши, чтобы умножились дни ваши на Земле" (т.е., как будто народ ещё не изгнан)?

Как представляется, следует ответить, что хотя отцы наши "бродили от народа к народу и от царства к племени иному" (цитата из Молитвы Маарив), всё-таки, куда бы они ни приходили, сердца их, глаза их и все мысли их были направлены к Земле, которую дал им Б-г. И так сказали колена фараону: "Пожить в Земле пришли мы", - "пожить", а не расселяться, ибо при первой возможности стремление наше - к наделу нашему (к Святой Земле). И пока они так думали, фараон не мог их поработить. Только когда восстало новое поколение, и закрепилось, и укоренилось в Египте, тут же "восстал царь новый над Египтом" (и началось угнетение). Именно поэтому в "Шма", когда говорится об изгнании, сказано "чтобы умножились дни твои на Земле", т.е., пока ты в изгнании - где бы ты ни оказался, мысли твои должны быть о Святой Земле (и так объясняются слова молитвы "Шма": "чтобы умножились дни, [когда мысли твои] - о Земле")...

И поэтому мы говорим в Молитве после трапезы "Благодарим мы Тебя за то, что дал Ты в удел отцам нашим" - т.е., 12 коленам и их детям, пришедим в Египет - "землю желанную, благую и широкую" - куда бы они не попадали (т.е., дал, поместил Святую Землю им в сердца), и (также благодарим Творца) за то, что - в заслугу их - вывел нас из Египта".

И то же - о заповеди Первых Плодов: "Когда придешь ты в землю, которую Г-сподь, Б-г твой, дает тебе в удел", - т.е., чтобы ещё до твоего прихода туда, где бы ты ни был, Святая Земля была твоим уделом (чтобы ты считал её такой), и тогда ты удостоишься - "и овладеешь ею, и поселишься в ней".

Именно это сказано в Мидраше Сифри: "Сделай эту заповедь", - чтобы была Святая Земля твоим уделом (и ты хранил это в сердце, где бы ни находился), и тогда - "из-за этого", в заслугу этого, "ты войдёшь в Землю", овладеешь ею (т.е., заповедь, о который сказано в Сифри, это - не принесение первых плодов (их надо было приносить только после входа в Землю), а само неизменное отношение к Святой Земле как к вечному Дару Б-га еврейскому народу: благодаря такому отношению ты войдёшь в Землю)".

Сын и ученик р. Моше Софера, р. Авраам-Шмуэль-Биньямин предваряет ответ на тот же вопрос (как понимать фразу из Мидраша Сифри) добавочными вопросами: "В продолжении текста сказано: "И придёшь ты к священнику, который будет в дни те", и, как понимает Мидраш эту фразу, "нету у тебя никакого священника, кроме того, который будет в дни твои" (т.е., нельзя говорить, что в предыдущих поколениях были праведные священники, а к нынешним и ходить нечего). Какой смысл в этом комментарии тут: понятно - в гл. "Шофтим", где речь о судьях и тоже сказано "придёшь к судье, который будет в дни те", это необходимо для поддержания авторитета судей каждого поколения, но зачем это написано здесь? Кроме того, обращаясь к священнику, принесший плоды говорит: "Рассказал я сегодня Г-споду, Б-гу твоему". Почему сказано "твоему", а не "нашему", почему Имя Б-га связывается с Коhеном, а не с дарителем плодов? Также сказано: "Рассказал я", получается, что ещё до прихода к священнику даритель плодов что-то "рассказал Б-гу"...

И видится мне, что перед тем, как сделали золотого тельца, имели достаточно собственных заслуг, чтобы войти в Землю, а также обошлись бы и без войны. Однако после золотого тельца вошли в Землю в заслугу отцов - во исполнение клятвы, данной Аврааму, и, кроме того, пришлось воевать. Только колено Леви, не участвовавшее в грехе тельца, было достойно войти в Землю за собственные заслуги.

И так объясняется начало главы: "Когда придешь ты в землю... и овладеешь ею" - т.е., Земля не будет готова для тебя, а придётся воевать, "и поселишься в ней, то возьми из всех первых плодов земли и т.д. И придёшь ты к священнику... и скажешь ему: "Рассказал я сегодня Г-споду, Б-гу твоему, что я вошел в землю, которую Б-г клялся отцам нашим дать нам", - тут даритель кается перед священником, что вошёл в Землю только благодаря "клятве Б-га праотцам", а сам не был достоин (из-за греха тельца); священник же, коhен (из колена Леви) вошёл благодаря собственным заслугам. Поэтому, обращаясь к священнику, даритель говорит: "Рассказал я сегодня Г-споду, Б-гу твоему", - т.е., связывает Б-га (верность Ему) именно со священником. Тут можно было бы подумать, что сказанное касается только времён, когда священники праведны, если же они потеряют свой высокий духовный уровень, и даритель окажется даже праведнее коhена (как, например, бывало при Втором Храме), таких слов священнику уже не следует говорить. И чтобы так не подумали, Тора специально подчёркивает: "И придёшь ты к священнику, который будет в дни те": "нету у тебя никакого Коhена, кроме того, который будет в твои дни" (каждое поколение достойно своих священников).

Обратим внимание (и об этом писал ещё Рамбан), что праотцам Творец ни разу не обещал "Землю, текущую молоком и мёдом" (зават халав у-дваш זבת חלב ודבש): это известное выражение впервые появляется в обращении к поколению Исхода. Почему это так?

Чтобы всё это разъяснить, скажем, что сначала нужно исследовать проблему Седьмого Года (Шмиты - когда запрещено обрабатывать землю и собирать урожай на Святой Земле): почему (как указано в Талмуде и Мидрашах) именно из-за "греха Седьмого года" наши предки были изгнаны со Святой Земли?

Толковать это следует, опираясь на известное мнение Маймонида (Рамбама), считавшего, что все обетования и благословения, приведённые в Свитке Торы (см. главу "Бехукотай", где говорится о спокойной жизни, урожайных годах, приплоде и т.д.) - это не награда за заповеди, а только "создание условий для Служения Б-гу": ибо если у человека нет спокойного места, он постоянно переезжает, нет также достойного пропитания, то он не сможет служить Творцу и изучать Тору, как положено. Из-за этого пообещал Творец, что даст Землю, где евреи будут спокойно жить, и если будут "следовать Его Законам", то прибавит им благословений, чтобы вообще ничто не мешало их Служению Б-гу. А единственное время, когда на Святой Земле ничто не отвлекало от Служения Б-гу, т.е., от того, ради чего туда пришли, было в Седьмой Год (когда запрещались полевые работы). Народ же стал нарушать запреты Седьмого Года, отвлекаясь от Служения и изучения Торы и упраздняя, тем самым, саму цель пребывания на Святой Земле, за что и был отправлен в Изгнание.

Согласно этому становится ясным, почему праотцам Творец не обещал "Землю, текущую молоком и мёдом". Ведь, например, Аврааму для Служения Б-гу не требовалось особенно приятных условий жизни, великому праведнику хватало малого. Поколение же Исхода, уже не находившееся на столь высокой ступени, получило обещание "о молоке и мёде" (чтобы сделать Служение на Святой Земле приятным и сладким).

И написал Рамбам (в книге "Морэ Невухим"), что заповедь первых плодов установлена, чтобы приучить человека справляться со страстями, ибо обрабатывающий землю мечтал насладиться плодами великих трудов своих, а Творец приказал обуздать порыв вкусить первых плодов земли и принести их священнику, что подобно приношению, даваемому мудрецу Торы, т.е., приказал сделать с помощью первых плодов заповедь. Это - ясно доказывает, что мы пришли в Святую Землю не для того, чтобы вкушать от плодов её и наслаждаться ею, а чтобы исполнять заповеди, связанные с землёй, и служить Творцу: именно в знак этого человек обуздывает свои желания, не наслаждается первыми плодами трудов своих, а несёт их через всю Землю в Храм, чтобы отдать священнику и, тем самым, показать, что пришёл в Землю с правильными намерениями - не для удовольствия и удобств, а во исполнение Миссии Служения.

И так объясняются слова главы: "И придёшь ты к священнику... и скажешь ему: "Рассказал я сегодня (т.е., тем самым, что принёс плоды, уже рассказал) Г-споду, Б-гу твоему, что вошел я в землю, которую Б-г клялся отцам нашим дать нам", - т.е., что пришёл в Землю из-за клятвы, данной праотцам, той клятвы, где не упоминается "земля, текущая молоком и мёдом", пришёл только во имя Служения, и таковы слова Мидраша Сифри: "Сделай заповедь эту, ибо из-за неё войдёшь в Землю", - из-за того, чтобы исполнять эту заповедь, ради этой заповеди ты войдёшь, - таким должно быть твоё намерение при входе в Землю".

Давайте попробуем сравнить разъяснения трёх поколений великих мудрецов, попробуем определить три уровня, три подхода к комментированию отрывка Мидраша Сифри.