Еврейская Русскоязычная Община Атланты "Тора ве-Даат"

Jewish Russian Community "Torah ve-Daat"

Contact Us / Как с нами связаться: 
Phone:
404-6923-613, 404-826-6808
EMail: toravedaat@evreyatlanta.org
Подробнее...











Раздел: Пятая книга Торы - Дварим

Фильтрация плохого


Фильтрация плохого    Рассказывает: Рав Менахем Михаэль Гитик   
Лекция взята с сайта http://mmgitik.com

«Благословен будешь ты из всех народов, не будет у тебя бесплодного и бесплодной и у скота твоего» Дварим 7:14

Вопросы, возникающие в связи с процитированным предложением, следующие. Что значит благословенность «из всех народов», в смысле сравнении с ними?! Но это, простите, не очень разумно?! И какая связь между бесплодием и «благословен будешь ты из всех народов»? Неужели наша благословенность заключается в отсутствии у Израиля не имеющих возможностей родить детей?! А так же и «у скота твоего»?! И как ее, эту возможность понимать, ведь в материальной плоскости это вряд ли получится? Рав Йонатан Айбешец свой комментарий начинает с вполне понятного утверждения мудрецов о результативности (изобилии, брахе) народов в этом мире, в то время как для Израиля предназначен мир следующий. Но ракурс, под которым он рассматривает эту функциональную предназначенность Израиля и народов весьма удивителен (как и полагается для мудреца). Его взгляд связан с наличием у гоев царей и отсутствием таковых у Израиля. Как сказано: «И это цари, царствовавшие в стране Эдом, до царствования царя для детей Израиля» (Бе-рейшит 36:31)

Не касаясь понятия царства, царственности, заметим вслед за рабейну Йонатаном, что появление царя у евреев – заслуга неевреев! Как сказано в трактате «Йома» (22:2): «Не был достоин Шауль царства, а только Давид, так как царство в этом мире для народов мира (со ссылкой на процитированное нами из Бе-рейшит)». И просьба евреев о даровании им царя «как у всех народов» (Шмуэль 1, 8:5) связана именно с этим: А Давид «превосходил» Шауля наличием прабабки нееврейки, принявшей гиюр!

Последнее слово, по мнению рава Айбешютца, и является ключевым для понимания обсуждаемого предложения. Ибо браха, данная евреям «из всех народов мира», это, конечно же, геры, как сказано: «и благословятся тобой все семьи земли» - значит геры, которые прилепятся к Израилю, это и есть браха (Трактат «Йебамот 47:2). Израиль благословится своими Герами, вспомните хотя бы раби Акиву и раби Меира, потомков праведных прозелитов!

Но среди евреев, мне это очень неприятно говорить, встречаются и не совсем праведные. Да и сами принявшие иудаизм несут в наш «национальный фонд» не только свои достоинства…

Вот здесь и рождается тема наследственности. Принимая браху – неевреев, становящихся евреями, Вс-вышний сделал так, что все могущее плохо повлиять на Израиль, осуждено на… исчезновение:

«Не будет у тебя акар и акара и у скота твоего».Лишь добро достойно продолжения. Зло принципиально фильтруется, как сказано у мудрецов: (Трактат «Брахот» 10:1) в отношении строки пророка Йешайяґу (54:1) «Радуйся бесплодная, что не родила мерзавцев».

И в отношении всего стада Израилева обещано то же самое – мерзость не будет передаваться по наследству. У Торквемады, Маркса и Спинозы нет потомков!