Пекудей Рассказывает: Рав Исроэль Зельман
Вторая книга Торы завершается великим триумфом финансовой отчётности. Такой немаленький затратный проект, как построение переносного Храма, потребовал от генерального менеджера (я имею в виду учителя нашего, Моше) не только титанического труда на стадии организации и воплощения, но и исключительной (прямо скажем, редкой) тщательности при подведении итогов и составлении отчётов. Мидраш Раба рисует ужасную, до боли знакомую картину: Моше, который день трудящийся над окончательным пересчётом всех полученных и затраченных средств, никак не может обнаружить, куда делось тысяча семьсот семьдесят пять (!) серебренных шекелей. Так и хочется вообразить великого пророка в образе эдакого главного бухгалтера с нарукавниками, покрывающегося испариной при обнаружении крупной недостачи. "Теперь евреи найдут серьёзную причину говорить, что их взял я!" - в ужасе думает Моше в продолжении текста Мидраша. И только Вс-вышний, сжалившийся над пророком, "просветляет глаза Моше" и тот, наконец-то, обнаруживает, что ещё "не учёл" серебренные крючки для столбов, и всё (именно что - с Б-жьей помощью) сходится. Мы не будем, упаси Б-же, утверждать, что "всё сошлось" таким счастливым образом в реальном отчёте о реальном строительстве первый и последний раз в истории человечества: обязательно нужно верить в то, что настоящая финансовая отчётность, соответствовавшая настоящим затратам - это не главная причина того, что глава "Пекудей" ("Подсчёты") так подробно всё описывает и перечисляет. Однако, приходится признать, что даже во время и по окончании работы самого святого из всех, кто занимался в разные времена организацией крупного проекта, всё равно возникли вопросы. Самый, пожалуй, известный из них рассматривается в пояснениях раби Авраама бен Эзры и раби Моше бен Нахмана: почему Моше не дал подробного постатейного отчёта за всё, что изготовлялось из золота (хотя за серебро и за медь отчитался во всех деталях)? Одно из объяснений этого довольно странного обстоятельства даёт Сатмарский Ребе. Когда евреи отдали золото на изготовление тельца, то не просили никакого отчёта (как любой человек, дающий деньги с огромным желанием и от души). Поэтому и за тот металл, который принесли для строительства переносного Храма, нельзя было требовать постатейной сметы: иначе получилось бы, что для идола - ничего не жалко, а для Вс-вышнего - тоже, конечно, не жалко, но- не до такой степени, чтобы "сорить золотом" и ничего не проверять. Как написано в Мидраш Танхума (в главе Трума), возведение Храма было искуплением самого страшного греха поколения пустыни, и, как подчёркивается в Йерусалимском Талмуде (трактат Шкалим), сутью этого искупления было именно принесение того, что евреи вывезли из Египта в самых больших количествах: "Придёт золото Храма и искупит золото тельца", - сказано в Талмуде.
Ещё один (довольно неприятный) отрывок приводится в обоих мидрашах (и Раба, и Танхума) по поводу слов Торы, описывающих (в главе "Ки тиса") то, как Моше ходил - ещё до построения Мишкана (переносного Храма) - общаться со Вс-вышним в отведённом для этого шатре: "И смотрели вслед Моше", - написано в Свитке. Мидраш спрашивает: "И что они говорили? Раби Йоханан сказал (евреи говорили так): счастлива родившая того, кто беседует с Б-гом каждый день. Раби Хама сказал (евреи говорили не так): посмотри (говорил один другому): на шею сына амрамова! (то есть, обрати внимание, какая жирная шея у Моше, сына Амрама, всё это он "черпает" из наших денег). А второй отвечал: ты не хочешь, чтобы человек, которого назначили руководить изготовлением Мишкана, был богат?" В общем, находились личности, которые в таком "классическом" ключе обсуждали "руководителя проекта": один с откровенно отрицательной интонацией (не сказать - с ненавистью) расписывал подробности очертаний "моисеева силуэта", а другой в этаком "смиренном", обречённом тоне вторил собеседнику и говорил нечто вроде того, что, мол, возмущаться нечего, человек на таком провоцирующем на злоупотребления посту, все берут и т.д. Оставим в стороне удивление комментаторов (как же это "поколение пустыни", "чистое и святое", "слышавшее голос Б-га" у горы Синай - докатилось вдруг до подобных мыслей о Моше, в чьей праведности вроде бы никто не сомневался, чей авторитет был абсолютным даже во время изготовления тельца): в конце концов, наверняка далеко не все представители великого поколения, получившего Б-жественный Закон, подозревали своего праведного учителя в "ожирении за казённый счёт". Отметим специально нечто другое: вышеприведённое "обсуждение шеи Господина пророков" выдвигается Мидрашом в качестве причины необходимости отчёта, приведённого в нашей главе. Если учесть, что, благодаря предоставленной благополучателем "документации", дарители (в итоге, в конце концов) всё-таки остались довольны (о чём написано там же в мидраше), можем смело заключить, что нужно отчитываться всегда именно так: то есть, до тех пор, пока не останется вообще никаких вопросов. И никогда не забывать о призыве самой Торы - "быть чистыми - и перед Б-гом, и перед еврейским народом".
Там же, в Мидраше Танхума (и, скажем так, не только в нём), поднимается (в связи с началом главы) очень знаменитая мистическая тема. Почему в первом предложении сказано "вот подсчёты Мишкана, Мишкана Свидетельства" (переносной Храм упоминается дважды)? Здесь, оказывается, написано о двух Храмах, только один из которых находился "внизу", в материальном мире, а другой был построен ангелами "наверху" - в мире духовном. За этим известным утверждением (традиционно выводимым из 17-ой главы пророка Йирмияу) следует вдруг ещё одно "разъяснение повтора": "в будущем Вс-вышний дважды возьмёт у евреев залог - в виде разрушений первого и второго Храмов", то есть, временно (именно так, как берут в залог) отнимет что-то очень важное: объяснение построено на "игре слов" - мишкан (переносной Храм) и машкон (залог). Как показывает уже упомянутый Сатмарский ребе, местонахождение обоих отрывков о Храме в непосредственной близости от описания отчётно-финансовой деятельности Моше, вовсе не является неожиданностью. Только после того, как евреи убедились, что Мишкан построен именно на их деньги (и что все деньги - не устаём удивляться - расходовались именно на то, на что выдавались), можно говорить о том, что за греховность строителей (которым принадлежит по праву заслуга самого существования Святилища) Храм будет дважды отнят (по мидрашу, взят в залог). Ну, и до (непременно - до) этого печального сообщения (согласно известному правилу о предоставлении лекарства ещё до начала болезни) обязательно нужно рассказать, что оба прогнозируемых разрушения, которым суждено произойти в материальном мире, хотя и ужасны, но, всё-таки, не оставляют сотворённую вселенную без особенного, специального места расположения Высшей Силы: имеется, слава Б-гу, ещё один Храм - до которого не доберутся ни римляне, ни вавилоняне, ни даже сами евреи, посредством чьих преступлений постепенно, незримо, кирпич за кирпичом разрушались оба рукотворных Святилища-