Ваякъэль Рассказывает: Рав Исроэль Зельман
Рабейну Исроэль Меир а-коэн из Радина, называемый среди евреев "Хофец Хаим", великий законодатель и толкователь Торы, автор знаменитых трудов по еврейской нравственности, писал, что есть такая заповедь Вс-вышнего, которая является "сердцем иудаизма". Она придаёт смысл и огромную духовную силу всем остальным составляющим образа жизни, по праву считается главным, важнейшим отличием нашей Традиции. Действительно, как утверждается в Талмуде, "больше, чем евреи сохраняли Субботу, Суббота сохраняла их". Открытое нарушение, осквернение святости субботнего дня (не дай Б-г), наряду с идолопоклонством, редчайший, ужаснейший грех, ведущий к исключению нарушителя из Общины Израиля. Начало главы, где (в очередной раз) изложен великий закон Святого Дня, бесспорно, самый насыщенный информацией отрывок из всех (многочисленных), касающихся Субботы. Прежде всего, потому, что сразу после призыва к соблюдению святости "дня седьмого" располагается подробный (продолжающийся практически до конца второй книги Торы) рассказ о построении переносного Храма (Мишкана), и это соседство (по-талмудически - "смихут паршийот") позволяет, как и всякое соседство отрывков Торы, делать выводы о каждой из находящихся рядом тем. Так, с одной стороны, выводится (из последовательности этих отрывков), что строительство Мишкана должно прерываться на время Святого Дня (то есть, поступать следует именно так, как темы расположены в нашей главе: сначала - Шабат, потом - Мишкан); а с другой стороны - всё, что делалось для великой стройки (от её начала и до конца - во всех деталях) стало знаменитым - состоящим из тридцати девяти пунктов - перечнем запрещённых в субботу созидательных действий. Классическое объяснение этой связи (между созиданием Храма и субботним запретом на созидание) касается истоков освящения Субботнего Дня. Вс-вышний "отдыхал" в первую субботу - именно от сотворения мира; Мишкан по своему устройству и предназначению, как разъясняется в кабалистических книгах, символически "моделировал структуру духовных миров"; следовательно - то, что делали создатели Храма, и есть то, от чего "отдыхал" Создатель мира. Именно в русле этой логики следует понимать некоторые, вроде бы, странные пункты списка субботних запретов (удивление, собственно говоря, вызывает та связь между определёнными "работами" и строительством Мишкана, на которую указывают мудрецы). Например, в субботу запрещено пахать землю (как известно). А связано это, оказывается, с тем, что изготовление красок для покрытий Мишкана требовало соответствующих растений, которые нужно было посадить, для чего сначала следовало, естественно, распахать землю. Это и считается использованием данной работы для созидания переносного Храма. Выглядит очень странно: казалось бы, если уж говорить о том, что необходимое для строительства и есть запрещённое в Субботу, правильно было бы включить в список то, что непосредственно связано с созданием "архитектурного облика Мишкана" (то есть, запретить, прежде всего, таскать столбы и забивать гвозди, а не пахать и сеять). Однако, если учесть выше указанную связь (переносного Храма с днём отдыха) через сотворение мира, понятно, почему в перечень включаются абсолютно все необходимые процедуры: Вс-вышний создавал нечто из ничего, не имел никаких "базовых материалов", поэтому и соответствующее Творению строительство Мишкана следовало воспринимать как процесс, начинающийся "с нуля", когда у строителей нет ничего из требующихся материалов (скажем это, мысленно раскаиваясь во вторжении в область Тайного), кроме четырёх простейших основ для деятельности: земли (которую придётся пахать, чтобы что-то выросло), воздуха, воды и огня.
Объясняет многое также и та первая фраза-обращение к сынам Израиля, с которой начинается глава: "вот те слова, которые приказал Вс-вышний, чтобы исполнять (дословно - "делать", "лаасот") их". Кажется, что этот "зачин" относится к непосредственно следующему за ним изложению заповедей Святого Дня (и это подтверждается тем, что на 97-ом листе трактата Шабат приводится именно эта фраза - вроде бы избыточная - как одно из мест, намекающих на 39 запретов). Однако, как просто и логично отмечает рав Йоэль Тейтельбойм, Сатмарский ребе, если речь о Субботе, следовало, по идее, написать не "приказал делать", а "приказал не делать": ведь главное в Святой День - удерживаться от 39-ти работ, то есть - именно что "не делать" чего-то. Кроме того, великий толкователь Торы раби Моше бен Нахман (Рамбан) вообще относит это вступление не к субботним запретам, а к следующему непосредственно за ними описанию грандиозного святого строительства, и такой порядок изложения (где сначала - Мишкан, потом - Шабат, потом опять - Мишкан) требует объяснений. И, наконец, следует понять, почему в середину изложения субботней темы вдруг вставляется фраза о том, что "шесть дней будет делаться работа" (что, вроде бы, понятно само собой - если в седьмой день положено отдыхать), да и сформулировано странно: не сказано - как, например, в предыдущей главе Торы - "шесть дней делай работу (таасэ млаха)", а "шесть дней сделается работа (теасэ млаха). Как удивляется другой великий мудрец рабейну Шломо-Эфраим (в своём объяснении "Кли Якар), "неужели работа будет обязательно сделана и, причём, сама собой?"
Отвечая на все эти вопросы одновременно, Сатмарский ребе приводит знаменитое место из книги "Зоар", где утверждается, что "все благословения - высшие и низшие (в простейшем понимании - душевные и телесные) - от Дня Седьмого зависят". Далее написано, что свою необыкновенную пищу (ман) евреи не находили по субботам из-за особого предназначения Святого Дня - передавать благословение шести дням последующим, и именно "в заслугу Субботы даётся пропитание и благословение на последующие шесть дней" (это, разумеется, не противоречит тому, что некоторые евреи, не придерживающиеся субботних запретов, не умирают с голоду: во-первых, для "пищевого снабжения" и, кстати, для помощи во всей прочей деятельности достаточно, чтобы придерживалась какая-то часть евреев (а другая часть будет "в какой-то момент" отвечать на вопросы Вс-вышнего), а, во-вторых, сама постановка вопроса - явно не на уровне того Источника, из которого - разбираемая цитата). Зная выше указанный секрет, можем (вслед за рав Йоэлем) объяснить выше указанные "странности". Вступление к рассказу о заповеди Седьмого Дня выражается именно словом "делать" (а не "воздерживаться от действия", что, казалось, лучше бы соответствовало смыслу Субботы), так как сразу после "приказа о Субботе" был дан "приказ о переносном Храме", и делать его в течение шести рабочих дней предстояло в заслугу Субботы. Поэтому, пишет Сатмарский ребе, сказало Писание "лаасот отам" ("делать их"), и относится это также и к "деянию Мишкана", ибо в этом осуществятся слова, приказанные Вс-вышним относительно Святой Субботы, с помощью соблюдения которой благословится строительство. И написано "шесть дней сделается работа", именно что - "сама собой", так как всё, что человек пожелает реально (бе-поэль) сделать за шесть дней, уже будет сделано потенциально (бе-коах) в предыдущий Шабат. Отсюда становится понятным и трактовка раби Моше бен Нахмана, который, выражая эту идею неразрывной связи между Субботой и Храмом, пишет, что вступление к заповедям Святого Дня прямо относится к Мишкану (ибо его возведение получило силу и благословение именно от субботнего отдыха).
Ещё один аспект, касающийся замечательного соединения первых двух тем главы, обнаруживаем в её названии. Почему именно об этих заповедях (о Субботе и построении Мишкана) сказано "И собрал (ваякъэль) Моше всю общину сынов Израиля"? Как объясняет вышеупомянутая великая книга о тайнах Торы, сначала (в главе "Трума"), до греха золотого тельца, передавая народу приказ собирать пожертвования для Храма, Создатель сказал Моше обратиться ко всем, в том числе, и к примкнувшим (в момент Исхода) чужакам из "великого смешения" (эрев рав): в Торе так и написано - "меет коль иш", "от всякого человека". Однако, после того как указанное "великое смешение" стало причиной великого греха (и обратилось к евреям с призывом "вот боги твои, Израиль"), перед реальным изготовлением Мишкана был дан совершенно другой приказ: "собрать общину сынов Израиля" и отделиться от "всяческих смешений". Но, обратим внимание, написано именно "и собрал", а не "и отделил": только благодаря собиранию всех, кто по-настоящему верен Вс-вышнему, за одним очень большим (или очень маленьким - зависит от исторического периода) субботним столом, можно отделиться от всех, чьи намерения не чисты, и - по окончании Благословенного Дня -начать строить.